На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Подробно о главном

10 247 подписчиков

Свежие комментарии

  • Okcана Мелешкина
    И с какой стороны у нее русская внешность?Расстрел Окуевой ...
  • Вячеслав Арефкин
    В итоге опять сделали работу плохо не до конца, нациков не вычесали и теперь КазаКстан делает нам пакости!!! Шпионы, ...С кем Россия воюе...
  • Ольга Езерская
    Ольга. Я пошел покимаритьТурция решила пор...

Широкая статья на очень узкую тему.

Сразу предупреждаю: статья содержит отсев по культурному цензу. Она для немногих. Не для всех. В основном для тех, кто интересуется темой, а так же сам в детстве прошёл через приобщение к культуре через обучение в музыкальной школе. Прочим любителям путиноведения, дымящих авианосцев  и летающих тарелок просьба не беспокоиться. 

Гвозди бы делать из этих людей - крепче бы не было в мире гвоздей. 

Хочешь узнать, где с детства готовят выдерживать пытки? Спроси у тех, кто ходит в музыкальную школу. Те, кто прошёл 7 лет обучения музыке, уже не боится никакого гестапо. Никакие вьетнамские ямы не страшны тем, кто прошёл стандартные этапы разыгрывания на гаммах и арпеджио разбитыми в кровь пальцами, долгое ковыряние в нудных в сонатинах и менуэтах, дебильных польках и этюдах, почёрканных ручкой нудных училок: "Крещендо!", "Деменуэндо!", "Играть правильными пальцами!". 

Те, кто не свихнулся при заучивании наизусть правильными пальцами со всеми обозначенными знаками альтерации скучных фуг и полонезов, кто в буйном и живом детства вместо радости жизни рос в душных классах на педантичных дидактических пьесах средневековых немцев под названием "Прилежным упражнением добьёмся мастерства" и слышал падение мёртвых мух в душном и холодном актовом зале со скрипучими половицами, где хор замученных бледных детей под грозно сверкающими глазами дирижирующих педагогов послушно выпевал с натужной весёлостью: "Ребята! ребята! Грачи прилетели, грачи прилетели, на крыльях весну принесли!"  - эти люди готовы встать в один ряд с самыми яркими героями любого Сопротивления. 

Для тех, кто выжил, пройдя через всё это - через ежедневную муштру, мертвечину скучного и архаичного материала, истерики отчаянья и осознания невозможности выскочить из этого пыточного конвейера, столкнувшись с неумолимой волей родителей и педагогов, непременно желающих провести своего ребёнка к вершинам прекрасного - для всех них Владимирский централ или подвалы гестапо на Вильгельмштрасе будут просто местом отдыха. Не случайно именно бывшую тюрьму гестапо в городе Магдебурге превратили в храм искусства. Прямо-таки кто-то , прошедший через её застенки, точно в детстве занимался музыкой. 

Вопреки системе.

Обычно в музыку приходят живые и любознательные дети. Они живо откликаются на всё красивое и сами очень хотят научиться свободно музицировать и уметь исполнить любую понравившуюся мелодию - особенно для авторитета у сверстников и радости и восхищения взрослых. Да и самим им уже успели понравиться некоторые песенки и мелодии. Вот бы самим так научиться!  

Но система обучения музыке в мире создавалась немцами. 

А у немцев музыкантов готовят так же, как солдат в прусской армии. Муштра, палочная дисциплина и педантичная въедливость в скучнейшие детали. Шаг влево-вправо - попытка к бегству, прыжок на месте - провокация. Расстрел без предупреждения. Отец Бетховена в детстве бил маленького Людвига, приобщая его к музыке. И только гениальность композитора  оставила его в профессии. До сих пор во всём мире так готовят музыкантов. Те, кто остался в ней и достиг высот, смогли это не благодаря системе, а вопреки ей. 

 Система выстроена так, что вроде бы вполне логична - надо последовательно пройти рутину базовой подготовки. Но это понятно взрослому. Для ребёнка же такой подход есть помещение в газовую камеру. Рутина превращается в пытку. И потом все долгие годы в музыке ребёнок живёт изнасилованным сломленным существом, который попал на галеры и с которых никак не сбежать. И единственное, что помогает ему выжить - это адское терпение и изворотливость: некоторые уникумы вместо нот могут ставить на пюпитр приключенческие книжки и два часа терзая инструмент, чтобы родители слышали , что дитя занимается, на самом деле просто сбегали в другую реальность. Материал подобран так, что убивает всякий интерес к музыке. Всякое желание заниматься отбивается практически сразу же. То, что ребёнок хочет играть, ему запрещают, и до самого конца школы так и не дают, а то, что навязывают, он играть не хочет. В конце обучения он с радостью забывает всю ту нудятину, которую изучал, а свободно музицировать он так и не научился. Это приходит только в музучилище, но до этого доходит не каждый. Показать друзьям нечего. Ребёнок вспоминает о годах обучения как о пережитом кошмаре.  

Справедливости ради надо сказать, что многие педагоги понимают это и как могут пытаются смягчить процесс обучения. Но систему не сломаешь. В ней, естественно, есть глубокий смысл. но наша музподготовка готовит профессионалов. А люди хотят просто научиться подбирать понравившиеся мелодии и уметь выучить кое-что посильное из красивой классики - это максимум. Это называется "играть для себя". Но как спорт у нас готовит не здоровых людей, а чемпионов, так и музыка готовит не разносторонне развитых личностей, а лауреатов и профессиональных исполнителей. На среднего человека работают всякие клубы и студии - вплоть до частных педагогов. Но и те вынуждены давать гаммы и арпеджио - без них всё-таки никак музыканта не подготовить. 

Любая попытка изменить систему в сторону развлечения и увлечения кончается вульгаризацией и опошлением  - понижение планки требовательности убивает и музыкальную среду, и  систему подготовки. Не случайно слово "школа" есть синоним слова "дисциплина". Как-то мне попался в руки учебник по педагогике 1898 года. И там педагогическое сословие очень горячо спорило, чего должно быть больше в обучении детей: дисциплины или увлечения. И, признавая роль увлечения, честные профессионалы признавали так же, что принуждение и дисциплина всё же важнее. Ребёнок поймёт её важность только потом, когда вырастет. Когда в результате научится справляться с нагрузками и добиваться результата. А пока он учится прежде всего именно терпению и усидчивости.

Но люди хотят не терять интереса к тому, что они пришли изучать. И те, кто разбирается в самом предмете, часто не разбираются в том, как можно его преподавать, не отбивая к нему интерес. Так получается только у немногих. А система хороша именно тем, что если по ней идти, то даже у среднего педагога будет средний результат. Плюс системы в том, что она даёт среднего "солдата", минус в том, что она ломает любителей и до вершин доходят лишь настоящие гении. Которых даже система обучения не смогла сломать. 

А всем, кто прошёл в детстве через классическое обучение музыке, хочу сказать, что самое трудное в своей жизни они уже выдержали.  И значит как личности они уже состоялись, несмотря ни на какие неудачи. Вы - лучшие. Просто не все сумели в вас это разглядеть. 

 

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх