На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Подробно о главном

10 247 подписчиков

Свежие комментарии

  • Okcана Мелешкина
    И с какой стороны у нее русская внешность?Расстрел Окуевой ...
  • Вячеслав Арефкин
    В итоге опять сделали работу плохо не до конца, нациков не вычесали и теперь КазаКстан делает нам пакости!!! Шпионы, ...С кем Россия воюе...
  • Ольга Езерская
    Ольга. Я пошел покимаритьТурция решила пор...

Yes, yes, ОБХСС: как в СССР воровали по-крупному

Милиционеры, следователи, сотрудники КГБ пусть и не так уж часто, но всё же появлялись в советских фильмах.

А вот сотрудники ОБХСС были в кино редкостью. Первая лента об их работе появилась в 1967 году, и это был захватывающий детектив «Два билета на дневной сеанс», ставший одним из самых кассовых фильмов года.


Кадр из фильма «Два билета на дневной сеанс»

В шестидесятые детективный жанр в советском кинематографе заметно укрепился, но работу Отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности показывать не стремились.

Отчасти из-за её будничности и рутинности. В историях про милиционеров можно было рассказать о бандитских провокациях, лихих погонях, интригующих поисках преступников. В ОБХСС занимались делами куда более скучными: просматривали отчётные ведомости, изучали счета, чеки, занимались проверками. Однако писатель и сценарист Борис Чирсков и сценарист Евгений Худик смогли обыграть любопытный сюжет, взяв за основу реальное уголовное дело о хищении в особо крупных размерах. Его фигурантом был начальник оптовой ленинградской базы Георгий Зубков.

С него и был списан Рубцов, главный отрицательный персонаж будущей ленты. Кстати, и самый сильный эпизод детектива (вскрытие могилы дочери Рубцова) тоже был взят из жизни: всё похищенное у государства и заработанное бесчестным путём реальный Зуйков хранил в могиле собственной дочери.

Правда, для кино профессии преступников сделали менее банальными: если прототип был директором базы, то в кино вредители — это директор крупного комбината и специалист-химик, разработавший уникальное синтетическое соединение для текстильной промышленности.

Сценарий Чирскова и Худика прошёл, как того требовали времена, визу Госкино и МВД и попал в руки режиссёра Герберта Раппапорта. Прежде Раппапорту детективов снимать не приходилось. В 1964 году он создал довольно успешный музыкальный фильм «Черёмушки», а через пять лет решил освоить новую область — детективы, и «Два билета на дневной сеанс» пришлись весьма кстати.

Раппапорт сразу решил, что сделает акцент на психологическую составляющую, его даже в какой-то степени можно назвать основоположником психологических детективов в нашем кино, лент, где показана не только внешняя сторона, но и внутренняя сторона героев.

На главную роль, молодого следователя Алёшина, режиссёр позвал актёра молодого, но уже известного. Александр Збруев к 1966 году имел в фильмографии четыре фильма, и во всех он был первым актёром. Конечно, визитной карточкой Александра был «Мой младший брат» (1962), но и «Путешествие в апрель» (1962) и «Чистые пруды» (1965) не прошли незамеченными.

Роль журналистки Тони предназначалась поначалу Людмиле Чурсиной.

Людмила была соседкой режиссёра, как-то пожаловалась ему на отсутствие работы. Незадолго до этого вышла драма «Донская повесть», где Чурсина сыграла сильную женщину. Этот образ прославил исполнительницу, но режиссёры тут же стали предлагать ей роли того же плана. Людмиле же хотелось отойти от этого образа. И Герберт Раппапорт дал ей шанс. Прочитав сценарий,

Людмила Чурсина наотрез отказалась играть журналистку, сочтя героиню простоватой и обычной. Зато ей приглянулась героиня сомнительных моральных качеств Инка-эстонка,

«девушка с вокзала», как охарактеризовала её позже сама актриса.

Кадр из фильма «Два билета на дневной сеанс»

Тут начал отказываться Раппапорт: он не видел в Чурсиной жрицу любви, которая к финалу превращается в добропорядочную советскую гражданку. Но в конце концов актриса убедила режиссёра, и Чурсиной досталась Инка-эстонка, на на роль Тони утвердили дебютантку Земфиру Цахилову.

Фото со съёмок. Земфира Цахилова

Тут ещё стоит дополнить, что в сценарии роль Инки-эстонки была очень эпизодической, но Людмила Чурсина так вошла в образ, что её героине выделили больше времени.

В финале прежде яркая, но порочная красавица в стильных платьях превратилась в замужнюю работницу в типовом пальто.

А в образе супруга героини предстал Эммануил Виторган, тогда мало кому известный.

Начальника отдела, полковника сыграл Игорь Горбачёв, классик кино и театра, образ преступника Рубцова примерил на себя Владимир Кенигсон,

Фото со съёмок. Владимир Кенигсон

а его сообщника, талантливого химика, свернувшего на кривую дорожку, сыграл Никита Подгорный. Тут стоит сказать, что за Подгорным с первого же появления на экране закрепилось амплуа рефлексирующего невротика. Таким показал его Иван Пырьев в «Идиоте» (1958), и таких же персонажей предлагали актёру и дальше. И такой же герой, многослойный, неоднозначный, мятущийся, нужен был Раппапорту.

Никита Подгорный в очередной раз выступил в образе неприкаянного, непонятого и непонимающего героя, доказав, что это амплуа ему очень идёт.

Первый показ «Двух билетов на дневной сеанс» прошёл в ленинградском Доме кино.

Сразу после финальных титров стало очевидно, что фильм не просто получился, а будет большим хитом.

Первые зрители были в восторге от фильма, а позже вокруг кинотеатров выстраивались очереди из желающих посмотреть на разоблачение врагов власти. Ну а самое удивительное, что даже сейчас, когда с момента премьеры прошло уже полвека, и канули в Лету не только ОБХСС, но и СССР, а большая часть участников съёмок, увы, уже не в этом мире, картина живёт и не забывается. Может, всё дело в том, что сама проблеа хищений не только не побеждена, а даже разрослась и здравствует? Как вы считаете?

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх