На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Подробно о главном

10 247 подписчиков

Свежие комментарии

  • Okcана Мелешкина
    И с какой стороны у нее русская внешность?Расстрел Окуевой ...
  • Вячеслав Арефкин
    В итоге опять сделали работу плохо не до конца, нациков не вычесали и теперь КазаКстан делает нам пакости!!! Шпионы, ...С кем Россия воюе...
  • Ольга Езерская
    Ольга. Я пошел покимаритьТурция решила пор...

Забытый антиамериканский шедевр Алова и Наумова

В 1962 г. режиссеры Алов и Наумов сняли свой единственный телефильм. За год до этого ими был закончен фильм "Мир входящему", получивший Золотую медаль Венецианского кинофестиваля, но не получивший практически никакого кинопроката в нашей стране. Фильм раскритиковали в СССР "за излишний пацифизм" и восторженно приняли на Западе. И ,скорее всего, с целью политической "реабилитации" в 1962 г. Алов и Наумов сняли для телевидения полнометражный полуторачасовой фильм "Монета".Это была экранизация трех рассказов времен Великой Депрессии прогрессивного американского писателя, жертвы маккартисткой "охоты на ведьм" Альберта Мальца. Получился такой своеобразный киноальманах из трех новелл, обличающих американский образ жизни. Одновременно на "Мосфильме" киноальманах на ту же тему "Деловые люди ,но комедийный по рассказам О.Генри, снимет Л.Гайдай.

Фильм "Монета" - это сильнейший идеологический удар по Америке. Показано время Великой Депрессии - безработица, уныние, мрачная атмосфера безысходности. В диких каменных джунглях американских городов, где нет солнечного света, льет постоянный дождь, разыгрываются жизненные трагедии простых американцев. Просто физически ощущается депрессивность и безысходность этой жизни . Им остается только повеситься от такой жизни. И сильнейшее воздействие на советского зрителя - вот смотри ,мы тебе даже не показываем, как у них негров линчуют, а вот как безысходно живет там даже белое население.

Первая новелла называется "Игра". Безработный отец учит маленького пятилетнего сына, как надо украсть из молочного фургона бутылку молока для сестры,которая больна.

Отца играет Андрей Попов. Абсолютно незаслуженно забытая эта его роль. Да даже по фото видно,что играет он потрясающе. Ему стыдно,так как он всю жизнь работал,а теперь не может обеспечить семью. И заставлять маленького сына воровать ему противно,но для дочери требуется молоко,так как она больна.

А это его сын. Ну у кого не хлынут слезы ручьем вот на этом эпизоде. Мальчик залез фургон,украл литровую бутыль молока,вылез из фургона,а тут грузчик его увидел. И вот они стоят и минут пять молча смотрят друг на друга и мальчик начинает плакать от стыда и страх. Грузчик разворачивается и также молча уходит.

А в это время отец стоит за углом, смотрит на всю эту сцену, берет в руки камень и готов защитить сына. Но все обошлось .Они идут домой и мальчик, уже успокоившись и развеселившись удачным исходом, говорит отцу, что мог бы в следующий раз украсть уже две бутылки.

Вторая новелла называется "Самый счастливый человек на свете". К свояку,диспетчеру гаража, Тому приезжает муж его сестры Джесси. Вернее приходит пешком из Канзаса в Техас, так как у него нет денег на проезд транспортом. И шел он две недели. Джесси просит Тома устроить его шофером на грузовую машину, перевозящую взрывчатку для бурения нефтяных скважин. Том отказывает ему, так как это смертельно опасно,часто бывают аварии, происходят взрывы груза и один из пяти водителей в течение года гибнет.

Джесси - это Глеб Стриженов,Том - Ростислав Плятт. Очень точные типажи. Стриженов так просто типичный американский безработный - измученный,доведенный до отчаяния,готовый на любой смертельный риск,чтобы заработать пару сотен долларов и обеспечить жену.

Очень долго уговаривает Джесси Тома, который не хочет ,чтобы его свояк погиб. Но так безысходно выглядит Джесси, что Том сдается. И Джесси,получив смертельно опасную работу,самый счастливый человек на свете.

Третья новелла - "Воскресенье в джунглях". Маленький мальчик пытается достать с помощью веревки и резиновой накладки через решетку со дна ливневого водостока 50-ти центовую монетку. К ним подходит пожилой искатель таких монет, у него даже имеется специальный инструмент. Он весь день искал такие упавшие монеты,но неудачно.

Вот он этот опытный охотник за монетами.Неподражаемый Эраст Гарин. В начале он попытался прогнать мальчика и сам попробовал достать монету.

Но очень глубоко ошибся.Мальчик оказался жестоким хищным зверьком. Сначала он камнями забросал старика. Потом врезал ему по голове,так,что тот потерял сознание и отогнал от добычи. Мальчик это что-то.

В итоге победа досталась молодому хищнику. А побежденный старик пошел в унынии прочь искать другую добычу.

Все действие происходит ночью,освещение только от фонарей и рекламы,огни которых отражаются в залитой дождем мостовой,как в зеркале. Депрессивное содержание усиливается и депрессивным изображением. Операторская работа просто выдающаяся. Картинка как-будто сошла со знаменитых рисунков лауреата двух Сталинских премий Бориса Пророкова "Вот она,Америка !"

В общем, такая Америка нам не нужна. Очень идеологическое кино очень качественно снятое. Потом через 4 года Алов и Наумов в такой же депрессивной манере снимут свой шедевр "Скверный анекдот".

И вот ведь что характерно, обо всех фильмах Алова и Наумова,начиная с первой "Тревожной молодости" и до "Берега" включительно, масса публикаций. А вот эта мастерская картина забыта.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх