Каждый родитель знает, что обучение детей выполнению домашней работы имеет свою ценность.
Выполнение обязанностей по дому дает детям возможность участвовать и вносить значительный вклад в жизнь семьи.
Однако просто заставляя детей что-то делать по дому, может уничтожить все преимущества этого процесса.
Лучше всего детишек мотивировать на выполнение домашних обязанностей.Детские психологи предлагают несколько таких мотиваций.
1. Превратите работу по дому в веселую игру. Это особенно увлекает ребятишек в возрасте от двух до пяти лет
Вы можете делать что-то вместе, вызывая у детей желание выполнять задание совместно с вами. Для этого можно устроить веселые соревнования, например, кто быстрее сможет убрать игрушки, собрать с пола газеты или или перенести что-то со стола.
Детей постарше, начиная примерно с шести лет, увлечь игрой уже сложнее. С ними надо поступать немого по другому.
2. Откажитесь от составления графиков работы по дому или списка домашних дел
Проблема в том, что когда вы определяете круг работы по дому с помощью списка или графика, то ребенок будет выполнять только назначенные задания и ничего более.
Но, поскольку он живет в семье, то должен быть готовы присоединиться и помочь другим членам, когда они отстают в работе, болеют или слишком заняты или устали.
Когда есть список, и если вам нужна помощь в выполнении других задач, ваш ребенок может сказать: «Этого нет в моем списке. Это не моя ответственность». Тем самым, ослабевает сплоченность семьи.
Как один из вариантов, можно предложить детям работу на выбор, причем каждый день разную. Иногда большую по объему, а иногда меньшую.
3. Не надо говорить, что помощь по дому - это работа
Если домашние обязанности считать работой, то ожидаемо, что за это должны платить. Многие родители даже платят детям за работу по дому. Однако это не совсем правильно.
В дальнейшем, перед выполнением каких-либо обязанностей по дому, дети будут спрашивать: "Сколько мне заплатят за это?".
Потом будет трудно ожидать бесплатного выполнения заданий. Дети будут менее альтруистичны и реже будут добровольно помогать в разных ситуациях.
Детей нужно приучать к тому, что в дружной семье все помогают друг другу. Это взаимные обязательства и взаимовыручка, одновременно позволяющие освоить новые навыки и получить новый опыт.
4. Старайтесь не заставлять ребенка, когда он иногда говорят нет. Есть другие способы
У каждого человека иногда возникает ситуация, когда не хочется делать абсолютно ничего. Ребенок не исключение.
Можно договориться, что он это сделает, но не прямо сейчас, а позже. Тем самым ребеное осознает. что его понимают.
Так мы только укрепляем семейные отношения. Мы показываем, что понимаем друг друга и жестко не навязываем свою волю.
Однако в дальнейшем не забываем проверить, всё ли и в полном ли объеме сделал ребенок.
В данном случае работает принцип, что наличие близких, заботливых отношений в детстве - один из лучших факторов успеха и благополучия самих взрослых.
5. Не забывайте благодарить
Проявите свою искреннюю признательность в связи с детской помощью. Поверьте, ваш ребенок также научится ценить ваши усилия по своему воспитанию.
Любая детская помощь не должна восприниматься вами как должное. Все-таки это детский труд и он должен быть отблагодарен.
В принципе, все члены семью должны благодарить друг друга за помощь или работу: маму за вкусный ужин, папу за помощь при выполнении домашнего задания, старшего брата за то, что помог починить игрушку, сестру за то, что помогла убрать посуду после ужина, младшего брата- за то,что прибрал в комнате до прихода с работы родителей и т.д.
Такая благодарность только подчеркивает то, что каждый член семьи вносит свой вклад в этот дом и помогает нам создавать прочные узы.
Вместе с тем, в некоторых семьях родители бывают слишком заняты. Тогда все дети так или иначе вынуждены делить домашние обязанности. Это являются необходимой частью жизни.
В таких случаях родители могут четко объяснить, зачем нужна помощь ребенка. Правда, иногда надо идти на компромисс.
Например, если родители очень устали и дети не хотят помочь в мытье посуды, компромисс заключается в том, что у мамы или папы после уборки со стола не будет сил пойти в парк и покатать детей на качелях. Это естественное следствие.
При этом надо постараться установить именно компромисс, а не заниматься угрозами, наподобие тех, что "я не буду играть с вами, если вы не помоете посуду".
Дело в том, что использование угрозы это тот аргумент, который надо применять в исключительных случаях. Частые угрозы могут свести на нет их действенность в глазах и сознании ребенка.
Заставить ребенка что-либо сделать можно, но лучше всего его на выполнение задания все-таки мотивировать.
Свежие комментарии