На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Подробно о главном

10 247 подписчиков

Свежие комментарии

  • Okcана Мелешкина
    И с какой стороны у нее русская внешность?Расстрел Окуевой ...
  • Вячеслав Арефкин
    В итоге опять сделали работу плохо не до конца, нациков не вычесали и теперь КазаКстан делает нам пакости!!! Шпионы, ...С кем Россия воюе...
  • Ольга Езерская
    Ольга. Я пошел покимаритьТурция решила пор...

Что можно считать первым советским фэнтези?

Неожиданный взгляд на известный цикл 1960-х

Фантастика в советской литературе присутствовала практически с самого ее рождения.

Кадр из фильма "Аэлита" 1924 года

В довоенные годы на этой ниве отметились Алексей Толстой с незабываемой "Аэлитой" и "Гиперболоидом инженера Гарина", Григорий Адамов с "Победителями недр", а также Александр Беляев с его многочисленными повестями. В послевоенное время появилась целая плеяда блестящих фантастов - Иван Ефремов, Александр Казанцев, братья Стругацкие, Кир Булычев и многие другие.

Однако все это были мастера научной фантастики. А вот жанр фэнтези в советской литературе был практически неизвестен. Писать о вымышленных мирах с магией, древними расами и прочими знакомыми нам по западным образцам атрибутами фэнтези в СССР было как-то не принято.

Изображение с сайта https://img1.goodfon.com

Однако есть один цикл повестей, появившийся в 1960-е годы, который все-таки можно отнести к этому жанру. Просто мало кому приходило в голову посмотреть на него именно под таким углом.

Существует теория, согласно которой титул первого советского фэнтези заслуживают произведения Александра Волкова о Волшебной стране. Не спешите удивленно вздымать брови и скептически хмурить лоб, сейчас все объясним.

Изображение с сайта https://dic.academic.ru

Смотрите сами, какие приметы фэнтези присутствуют в этом цикле:

некая цивилизация с чрезвычайно ограниченной возможностью доступа из нашего мира;

проработанная карта этого мира с границами государств и разнообразным ландшафтом;

развитая система магии, имеющая при этом свои законы и пределы;

набор из нескольких рас со своими специфическими способностями;

продуманная мифология и история, уходящая вглубь на много веков;

магические артефакты (серебряные туфельки, серебряный обруч, серебряный свисток, летающий коврик и т.д.).

Есть даже драконы. Причем с наездниками. Помните про Ойххо?

Изображение с сайта https://look.com.ua

Кроме того, у нас имеются попаданцы - Элли, ее сестра Энни, дядюшка Чарли, Фред Каннинг. Они активно принимают участие в борьбе противостоящих сил - типичный сюжетный ход в фэнтезийных романах.

Здесь нужно обязательно оговориться - речь идет именно о продолжениях "Волшебника Изумрудного города", которые Волков начал писать в 1960-х годах (последние две книги вышли уже в 1970-х). И если "Волшебник" был прямым пересказом знаменитой сказки Лаймена Френка Баума, то остальные пять книг, где, собственно, выстраивается и прорабатывается вселенная Волшебной страны, совершенно оригинальны.

Пишите в комментариях, согласны ли вы с такой теорией?

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх