На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Подробно о главном

10 247 подписчиков

Свежие комментарии

  • Okcана Мелешкина
    И с какой стороны у нее русская внешность?Расстрел Окуевой ...
  • Вячеслав Арефкин
    В итоге опять сделали работу плохо не до конца, нациков не вычесали и теперь КазаКстан делает нам пакости!!! Шпионы, ...С кем Россия воюе...
  • Ольга Езерская
    Ольга. Я пошел покимаритьТурция решила пор...

Право на антитеррор

Российские войска вошли в Сирию после серьезной законодательной подготовки

На состоявшейся 5 марта коллегии Федеральной службы безопасности президент Владимир Путин обратил внимание на важность задачи по борьбе с терроризмом, отметив, что необходимо действовать активно, использовать наступательную стратегию и тактику. Важно ликвидировать финансовые, информационные и иные каналы, используемые террористическими группировками, которые носят глобальный трансграничный характер.

Правоохранительным органам удается выявлять значительное число лиц, причастных к деятельности международных экстремистских структур, вскрывать все больше фактов их финансирования и вербовки.

В 2017 году предотвращено 68 преступлений террористической направленности, в том числе 25 терактов. В судах за тот же период рассмотрено более 450 уголовных дел, возбужденных по соответствующих статьям, в отношении почти 600 лиц вынесены обвинительные приговоры.

Кавказское начало

Большинство предотвращенных терактов были запланированы с целью воспрепятствования дальнейшей реализации Российской Федерацией политики по борьбе с международными террористическими организациями на территории Сирии. Объектами выбирались места массового скопления людей, где взрывы привели бы к значительным жертвам. В ряде случаев расчет делался на дискредитацию страны и срыв важнейших спортивных мероприятий.

Разумеется, борьба с проявлениями терроризма может и должна вестись только в правовом поле. Поэтому надзор за исполнением законодательства в этой сфере – одно из важных направлений в работе военных прокуроров.

Для этого и во время контртеррористических операций, которые проводились в Северо-Кавказском регионе, и при выполнении Вооруженными Силами других задач, в том числе в Сирийской Арабской Республике, военные прокуроры находятся вместе с войсками. И в отличие от так называемых партнеров Россия никогда не позволяла себе действовать вне рамок закона.

Говоря о правовых аспектах организации и проведения контртеррористических операций, подчеркну, что наша страна является по сути первопроходцем в создании нормативной базы, позволяющей бороться с мировым терроризмом не только на нашей территории, но и за ее пределами.

Первые документы, касающиеся юридических аспектов проведения контртеррористических операций, были подготовлены в 90-х годах в форме указов президента Российской Федерации. Так, 1 декабря 1994-го издан указ № 2142 «О некоторых мерах по укреплению правопорядка на Северном Кавказе», которым всем участникам незаконных вооруженных формирований предписывалось сложить оружие.

В связи с невыполнением этих требований в соответствии с указом от 9 декабря того же года «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта» на территорию этого субъекта введены подразделения Минобороны и МВД.

В дальнейшем на основании президентского указа «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» образована соответствующая Объединенная группировка войск (сил).

Когда слово за армией

Для необходимого правового регулирования решения этой группировкой задач, как показал опыт, в ряде случаев требовалось издание и ведомственных нормативно-правовых документов. И они были подготовлены и приняты.

В частности, для обеспечения законности при проведении специальных операций по инициативе командования и военной прокуратуры ОГВ(с) 10 мая 2005 года заместителем министра внутренних дел – руководителем регионального оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией на территории Северо-Кавказского региона издана директива «О порядке проведения специальных операций и оперативно-боевых мероприятий».

В целях предотвращения противоправных действий подготовка и проведение специальных мероприятий осуществлялись только с санкции руководителя регионального оперативного штаба и обязательно с участием представителей военной прокуратуры.

14 июня 2005 года заместителем министра внутренних дел и военным прокурором ОГВ(С) издан совместный приказ № 1/155, которым утверждена «Инструкция по взаимодействию должностных лиц органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, военнослужащих ОГВ(С) и специальных сил с органами военной прокуратуры во время проведения специальных мероприятий на территории Чеченской Республики, при задержании граждан и разрешении сигналов о совершенных преступлениях».

Эти документы позволили исключить какие-либо инциденты с участием местного населения, а также повысить эффективность использования сил и средств подразделений для борьбы с терроризмом.

В международном масштабе

Опыт работы на Северном Кавказе заложил основу для дальнейшего совершенствования законодательства. 6 марта 2006 года принят закон № 35-Ф3 «О противодействии терроризму». Он установил правовые и организационные основы и принципы такого противодействия, определил компетенцию федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Контртеррористическая операция (КТО) четко определена как комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий теракта.

При этом в соответствии со статьей 6 Вооруженные Силы могут применяться как для участия в проведении КТО на территории Российской Федерации, так и для пресечения международной террористической деятельности. В целях соблюдения гражданских прав установлено, что решение о введении этого правового режима, перечень применяемых мер и временных ограничений должны незамедлительно доводиться до населения.

Наработанный опыт, применение на практике сложившихся норм и правил, регламентирующих правовые аспекты КТО, позволили своевременно определить законодательные основы использования Вооруженных Сил РФ и для борьбы с международным терроризмом за рубежом.

При этом допустимо как применение оружия с территории Российской Федерации, так и использование воинских формирований за пределами нашего государства. В первом случае, как вы знаете, решение принимается президентом Российской Федерации. Во втором – им же, но на основании соответствующего постановления Совета Федерации.

Общая численность формирований Вооруженных Сил РФ, районы их действий, задачи, срок пребывания за пределами территории страны и порядок замены также определяются президентом. Все эти законодательные нормы активно заработали в связи с необходимостью оказания помощи народу Сирийской Арабской Республики, подавления на ее территории деятельности международных террористических организаций.

Основы для этих решений содержатся и в законе № 61-ФЗ «Об обороне» от 31 мая 1996 года, которым к числу предназначений Вооруженных Сил отнесено выполнение задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права.

В 1980 году между СССР и Сирийской Арабской Республикой заключен Договор о дружбе и сотрудничестве. В его развитие Российская Федерация как правопреемник СССР 7 июля 1994-го в лице Министерства обороны заключила соглашение о военном сотрудничестве с соответствующим ведомством Сирии.

На основании этих документов в августе 2015 года было подписано межгосударственное соглашение о размещении авиационной группы Вооруженных Сил РФ на аэродроме Хмеймим, а в январе 2017-го – о расширении территории пункта материально- технического обеспечения ВМФ в районе порта Тартус и о заходах военных кораблей Российской Федерации в территориальное море, внутренние воды и порты Сирии.

Кроме того, после обращения президента Сирии постановлением Совета Федерации 30 сентября 2015 года президенту дано согласие на использование Вооруженных Сил за пределами территории страны на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

Убежден в том, что сложившийся правовой механизм применения войск в ходе контртеррористических операций и в будущем даст возможность успешно защитить интересы нашего государства, его территорию и, самое главное, граждан Российской Федерации от каких-либо посягательств.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх