
Итак, конфликт между Китаем и Литвой, как оказалось, далеко не исчерпан. Сразу после практически полной остановки импорта из Литвы, Китай добавил финальный запрет ещё и на ввоз молочной продукции и говядины из Прибалтийской страны. Китай развернул все Литовские контейнеры и отправил обратно, несмотря на просьбы этого не делать.
10 февраля на сайте Министерства Коммерции Китайской Народной Республики появилось уведомление о соответствующем запрете. В Вильнюсе уже подтвердили новости:

В среднем Литва продавала в Китай 775 тонн говядины ежегодно и свыше 1000 тонн молочной продукции. Теперь Литве придётся искать новые рынки сбыта для своей продукции. А это большие объемы. ЕС их не возместит, потому что на этом рынке крепко засели Немцы и Поляки. Разумеется, что никто из них не захочет уступать долю рынка Прибалтийской республике.
ЕС и США не помогли и не помогут Прибалтийской республике компенсировать финансовые потери:
Литву лишил транзита не только Китай, но и Беларусь на довольно приличную сумму. Лукашенко своим крайним решением лишил Литву транзита удобрений и топлива. Если раньше Литва формировала государственный бюджет на 30 % за счёт сотрудничества с Беларусью, то на данный момент с 30 % , по нашим оценкам, показатель скатился до 15%. А сейчас только февраль.
Вильнюс, несомненно, рассчитывал на компенсационную сумму от США и ЕС. Но как показывает статистика, Литва не получила ни инвестиций, ни притока капитала ни даже увеличения товарного оборота со своими Западными партнёрами. Фактически официальный Вильнюс остался неудел, а ЕС не помог Литве.
Это очень хорошо видно по графикам ниже.


Чего добивается от Литвы Китай:
Здесь интереснее. Если откинуть все политические аспекты, связанные с открытием представительства Тайваня, и посмотреть на географию, то мы увидим прелюбопытнейшую картину:
Литва один из двух транзитных коридоров между Китаем и Западной Европой наряду с Польшей. Поезда из Китая до Калининграда идут всего неделю и Литва транзитный пункт. Китай это понимает и Литва это понимает. Не вызывает сомнений и тот факт, что Пекин сразу же продемонстрировал Вильнюсу свою решимость действовать достаточно жестко в отношении любых провокаций Прибалтики, лишив Литву практически всего экспорта в Поднебесную, а также желания предпринимать какие-то необдуманные поступки.

Таким образом, Литовский экспорт сразу же просел на 60 миллионов в год. Следующим шагом может быть лишение Литвы любых транзитных доходов и перенаправление потоков через Польшу и частично через Усть-Лугу. Разумеется постепенно, потому что Усть-Луга "не резиновая".
Чем дело закончится:
Самое главное, что необходимо понимать, так это то, что Китай и Литва находятся в совершенно разных весовых категориях. При этом Евросоюз фактически перестал дотировать Литовскую республику на фоне ограничений торговли и транзита, потому что у самих большие экономические сложности 5 месяц подряд. Сейчас не до дотаций. В конечном счёте, Литве ничего не останется, кроме как отменить все ограничения в отношении и Китая и скорее всего Белоруссии, потому что через РБ также могут наладить поставки в Западную Европу. Чему несказанно будет рада Польша, учитывая своё географическое положении. Ведь грузопоток не пойдет ни через Украину ни через Прибалтику и страна может получить исключительные преференции. Важно также отдавать себе отчёт, что нынешнее руководство, в лице Анджея Дуды, будет выступать против этого, а вот потенциальный будущий лидер страны Дональд Туск, несомненно, понимает перспективы сотрудничества и будучи очень хитрым и прагматичным, с удовольствием восстановит и с Белоруссией и с Россией адекватные отношения. Конечно большой любви не будет, но прагматичные рабочие отношения очень даже возможны, потому что это выгодно Польше, Китаю, России и Германии. Остальных вряд ли спросят.


Свежие комментарии