На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Подробно о главном

10 247 подписчиков

Свежие комментарии

  • Okcана Мелешкина
    И с какой стороны у нее русская внешность?Расстрел Окуевой ...
  • Вячеслав Арефкин
    В итоге опять сделали работу плохо не до конца, нациков не вычесали и теперь КазаКстан делает нам пакости!!! Шпионы, ...С кем Россия воюе...
  • Ольга Езерская
    Ольга. Я пошел покимаритьТурция решила пор...

Российско-украинская торговля и ценовая ловушка для Киева

Украинский товарный экспорт в Россию за январь-август увеличился на 17,7%, а импорт на 37,2%. «Конечно, мы страдаем не только от военной, но и от торговой агрессии России, вместе с тем РФ является для нас большим торговым партнером, поскольку это страна-сосед», - развела руками замминистра экономики и торговый представитель Украины Наталья Микольская. Скачок товарооборота произошел благодаря низкой базе сравнения, благоприятной конъюнктуре мировых рынков, сохранению кооперационных связей и блокаде ЛДНР. Впрочем, реальный объем торговли с РФ больше, чем показывает официальная украинская статистика.

«Участвуют все товары»

Кроме географического соседства двух стран растущий товарооборот Н. Микольская объясняет востребованностью украинских товаров на российском рынке и признает, что «заинтересованы в таком экспорте и наши компании». Номенклатура торговли очень широкая. «Если сейчас убрать газ, товары двойного назначения и некоторые виды продовольствия, которые Украина отказалась покупать у России, то в остальном во взаимной торговле фактически участвуют все товары», - отмечает заведующий научно-исследовательской лабораторией исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель.

В структуре украинского экспорта преобладают черные металлы (18,7%) и изделия из них (5,5%), реакторы ядерные, котлы, машины (18,5%), продукты неорганической химии (15,1%), бумага и картон (4,6%), электрические машины (4,4%), пластмассы и полимеры (4,1%), а также железнодорожные локомотивы (3,5%). Поставки росли по всем группа товаров, кроме бумаги и картона (-26,2%).

«Что касается импорта, самая большая статья - это энергетический импорт, в том числе топливо. Вторая статья - удобрения, третья статья - запчасти для машиностроения», - говорит Н. Микольская. Действительно, даже после отказа от прямых закупок природного газа 43,8% импорта из РФ составляют энергоресурсы. Поставки именно этой группы товаров росли наиболее динамично (+78,3%). Это мазут, СУГ, битум, дизельное топливо, но доминирующую роль здесь играет каменный уголь и антрацит. В денежном выражении он занимает почти половину ($0,9 млрд. из $1,84 млрд.) импорта всех российских товаров по категории «топлива минеральные; нефть и продукты ее перегонки».

Конечно, столь впечатляющих результатов в украинско-российской торговле Киеву удалось добиться благодаря блокаде ЛДНР. За январь-сентябрь на Украине добыча каменного угля и производство кокса в натуральных показателях снизились на 15,2% и 21,2% соответственно. По цепочке вниз потянулась металлургия, один из столпов украинского экспорта. «Вот сейчас с Италией договорились, в США чугун поставляем. Причем они хотят больше брать, а мы не можем [произвести]», - директор Украинского аналитического центра (УАЦ) Александр Охрименко. С другой стороны, вдвое увеличился импорт угля. В частности, поставки из РФ за 8 месяцев этого года выросли с $594,9 млн до $908,5 млн.

Вторая позиция в структуре импорта – это удобрения (11,4%), закупки которых выросли почти на треть. Затем идут реакторы ядерные, котлы, машины (8,6%), черные металлы (4,8%), пластмассы и полимеры (4,8%), а также продукты неорганической химии (2,7%). То, что некоторые группы товаров Украина экспортирует в РФ и одновременно импортирует оттуда, - показатель производственной кооперации. «Есть довольно много программ, когда Украина поставляет комплектующие для промышленных предприятий в России. В тот же самый момент она сначала покупает комплектующие российских предприятий, что называется, доделывает там двигатели, трансформаторы и поставляет в Россию», - А. Охрименко.

Та же ситуация с электрическими машинами, химией, пластмассами и полимерами. «Украина покупает сырье, полуфабрикаты в России, доделывает, поставляет в Россию. И наоборот, мы поставляем, к примеру, продукты неорганической химии, а пластмассу покупаем в России», - говорит глава УАЦ. Еще одна форма сотрудничества – экспорт украинских запчастей для российских локомотивов. За январь-август их продажи выросли на 62,4%.

Обходные пути

Впрочем, часть товарооборота с РФ украинская статистика и вовсе не учитывает. По данным Федеральной таможенной службы России (ФТС), товарооборот между двумя странами составил не $6,82 млрд., как утверждает Госстат Украины, а $7,7 млрд. Соответственно, реальный уровень товарооборота за январь-август не 11,7%, а 13%. Отгадка в том, что российская статистика фиксирует торговлю с ЛДНР как украинскую, а Киев ее просто игнорирует. Всего «потерялось» $0,88 млрд., из которых $0,48 млрд. покупка товаров в РФ, а остальные $0,4 млрд. – экспорт из Донбасса.

Еще одно окошко – обходные схемы торговли через третьи страны, самая знаменитая из которых - реверс российского газа. Есть и другие примеры. Россельхознадзор уже не раз ловил белорусские компании на перепродаже подсанкционной украинской говядины, а за 8 месяцев 2017 года экспорт товаров в Белоруссию вырос почти на треть. Из крупных товарных групп, запрещенных к ввозу в РФ, особенно «добавили» готовые продукты из зерна (+143,7%), семена и плоды масличных культур (+71,3%), плоды и орехи (+58,3%), мясо (+47,2%), соль и сера (+42,5%). На сегодняшний день пищевые продукты, на которые Москва наложила контрсанкции, составляют почти половину всего украинского экспорта в Белоруссию.

Идут товары и в обратную сторону. В этом году Белоруссия внезапно стала главным поставщиком СУГ на Украину, что связано отнюдь не с открытием масштабных залежей углеводородов в Полесье. На витебских газонаполнительных станциях (ГНС) идет активная перепаспортизация российского ресурса с последующей его перепродажей на украинский рынок под видом белорусского. В будущем Минск планирует включить в схему ГНС в Свислочи и Полоцке. «Мы готовы принимать продукцию и переваливать как для польского, так и украинского рынка», - заявил заместитель гендиректора по обеспечению углеводородным сырьем «Белоруснефти» Сергей Каморников.

«Была и остается дефицитной»

Несмотря ни на что, по итогам 8 месяцев этого года Россия по-прежнему остается главным торговым партнером Украины. «Страна, которую хунта называет агрессором, доставляет нам горюче-смазочные материалы, тепловыделяющие элементы для атомных станций и многие другие товары критического для Украины импорта, без которых экономику ожидала бы катастрофа», - констатирует бывший премьер-министр Николай Азаров. Кроме того, РФ – основной рынок сбыта для украинских товаров.

Другой вопрос, что даже после отказа покупать российский газ у России двусторонний товарооборот остается катастрофически дефицитным для Киева (-$1,6 млрд.). Впрочем, это фундаментальная проблема украинской торговли с внешним миром. За январь-август негативное сальдо экспорта/импорта товаров выросло с -$1,5 млрд. до -$3,8 млрд., а еще через месяц, по данным ГФС, достигнет $4 млрд. «Украина попала в ценовую ловушку, из которой не так просто выбраться. Как только растет экспорт зерна или продуктов питания, нужно все больше и больше солярки и минеральных удобрений. В структуре расходов производства зерна 73% составляют расходы на топливо и минеральные удобрения. То же самое касается и производства металла. Нужно больше газа, кокса, это все импортное сейчас для Украины», - объясняет А. Охрименко.

Выйти из этого порочного круга Н. Микольская предлагает за счет наращивания экспорта. Для этого, по словам торгового представителя Украины, нужно сначала увеличивать импорт высокотехнологичного оборудования, «на котором будут производиться высококачественные товары, которые потом можно экспортировать на внешние рынки». То есть вариант модернизации собственного машиностроения с использованием имеющихся кооперационных связей Киев даже не рассматривает. На практике отказ от внутреннего потребления и экспорта отечественных машин и оборудования может привести к прямо противоположному результату для платежного баланса. Технологии быстро устаревают и требуют постоянного обновления, что при отказе от собственных разработок приводит к росту импорта, и совсем не очевидно, что гипотетический подъем экспорта сможет его перекрыть.

В качестве яркого примера можно привести трехкратный рост поставок украинской ягоды в ЕС. Даже если Украина станет одним из европейских лидеров в этой нише, а продажи в денежном выражении достигнут небывалых по меркам рынка $45 млн., они даже приблизительно не перекрывают экспорт в РФ по категории «котлы машины» и «электрические машины», который за январь-август этого года составил $600 млн. «Было бы хорошо, чтобы Украина больше экспортировала не чугун, а двигатели и оборудование для атомных электростанций, но это маловероятно. Сейчас частично Украину спасает выполнение старых заказов, а вот будут ли новые — это большой вопрос. Поэтому пока можно сказать одно: наша внешняя торговля товарами была и остается дефицитной», - резюмирует А. Охрименко.

Если существует востребованность украинских товаров на российском рынке и российских товаров на украинском, а в этом заинтересованы компании РФ и Украины, то сколько нужно ещё времени, чтобы Киев признал пагубность своей политики? Объемы товарооборота и оставшаяся производственная кооперация свидетельствуют, что точка невозврата в сотрудничестве еще не пройдена. Может, нужна адресная «профилактика»?

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх