На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Подробно о главном

10 247 подписчиков

Свежие комментарии

  • Okcана Мелешкина
    И с какой стороны у нее русская внешность?Расстрел Окуевой ...
  • Вячеслав Арефкин
    В итоге опять сделали работу плохо не до конца, нациков не вычесали и теперь КазаКстан делает нам пакости!!! Шпионы, ...С кем Россия воюе...
  • Ольга Езерская
    Ольга. Я пошел покимаритьТурция решила пор...

Сирия сначала, потом — Иран: что сдерживает интересы США и Израиля

Иран сейчас то и дело звучит в заявлениях Вашингтона и Тель-Авива: в контексте усиливающегося влияния в Сирии, как главная угроза Израилю, как главный спонсор террористов. Разумеется, эти заявления давних противников, если не врагов, Ирана говорят о новом витке давнего противостояния.

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов в беседе с корреспондентом Федерального агентства новостей (ФАН) напомнил, что в сирийском конфликте сейчас замешано большое количество внешних игроков, и у всех этих внешних игроков есть свои определенные интересы:

«Блок государств, в который входят Соединенные Штаты и их союзники по международной коалиции, страны Персидского залива и в определенной степени Турция имеют интересы, которые зачастую не совпадают с целью прекращения огня в Сирии и политического урегулирования конфликта. Цель России — стабилизация ситуации в Сирии, прекращение вооруженного конфликта, подавление радикального исламизма и сохранение сирийской государственности, то есть сохранение Сирии как государства в тех границах, в которых она существует».

Эксперт подчеркнул, что именно сохранение сирийской государственности, а не сохранение режима президента Башара Асада — цель Российской Федерации. Кто будет президентом Сирийской Арабской Республики должен решать сирийский народ, о чем неоднократно заявляла российская сторона.

«Эти цели в принципе разделяет и Иран, но преследует и свои интересы в сирийском конфликте. Иран — это очень активный внешний игрок, который имеет достаточно тесные связи с баасистским сирийским руководством, восходящие в первую очередь к периоду Ирано-Иракской войны 1980-1988 годов, когда сирийское руководство партии БААС поддержало в этой войне Иран».

Наш собеседник отметил, что с тех пор эти связи развивались, основываясь на общих политических и экономических интересах, общей антиимпериалистической, антиамериканской идеологической направленности и в достаточной степени на конфессиональной основе. Иран — шиитское государство, где у власти стоят религиозные лидеры шиитской общины, а в сирийском руководстве — алавиты, представители одной из ветвей шиизма.

Сейчас Иран осуществляет финансовую и военную поддержку правительства Башара Асада в противостоянии с радикальными исламистскими группировками, но кроме этого решает и свои задачи:

«Это и усиление иранского влияния в Сирии, это и продвижение интересов иранской шиитской общины как в Сирии, так и в Ливане. В Ливане, например, есть шиитское движение «Хезболла», которое поддерживается Ираном. Поэтому Иран представляет значимого внешнего игрока в сирийском конфликте, но не забывает продвигать и свои цели».

Наш собеседник напомнил заявление иранского руководства о том, что оно не допустит создание какого-либо исламистского террористического образования на своих границах, имея в виду «Исламского государство»* (запрещено в РФ).

«И надо признать, Иран активно противодействует «ИГИЛ»*. Но это противостояние с «ИГИЛ» накладывается на противостояние с Соединенными Штатами. Интересы Соединенных Штатов и их союзников — это не сохранение Сирии, не стабилизация ситуации на Ближнем Востоке и не подавление «ИГИЛ». Эти цели для США вторичны. Первичная цель для Соединенных Штатов и их союзников, особенно Израиля и стран Персидского залива, — это устранение неугодного режима Башара Асада, прежде всего, как союзника Ирана, а возможно и расчленение Сирии для ослабления иранского влияния в регионе».

Как объясняет эксперт, противостояние между США и Ираном достаточно давнее и тянется еще со времен Исламской Революции.

«Несмотря на то, что в период президентства Барака Обамы были заключены известные соглашения по иранской ядерной программе, и началось некоторое потепление американо-иранских отношений, сейчас при новом президенте Дональде Трампе эти отношения снова ухудшаются».

На это влияет сразу ряд факторов, и главный из них — это, пожалуй, близкие отношения нынешней администрация Соединенных Штатов с Израилем.

«У Израиля четкая позиция по отношению к Ирану. Иран — это главный противник, против которого направлена политика Израиля».

Противостояние Ирана и Соединенных Штатов — это важный фактор, который влияет на развитие сирийского конфликта:

«Американские силы периодически наносят удары и по сирийской правительственной армии, и по тем военным подразделениям, которые представлены шиитскими добровольцами и движением «Хезболла». По последним неоднократно наносили удары и израильские силы. Это ведет, во-первых, к эскалации напряженности в ближневосточном регионе, во-вторых, как следствие, к затягиванию сирийского конфликта».

Если бы в Сирии не было бы российских ВКС, неизвестно, как бы развивалась ситуация.

«Но безусловно возможен был бы и крах сирийского режима, поскольку активная поддержка со стороны США и Израиля всем исламистским группировкам, воевавшим и воюющим против Башара Асада усилилась бы безусловно. Это был бы первый этап. Следующим шагом после разрушения Сирии был бы удар по Ирану. Российские ВКС выступают сейчас гарантом относительной стабильности в сирийском конфликте».

* Организация запрещена на территории РФ.

Автор: Никита Расторгуев

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх