
Евросоюз включает Россию в серый список налоговых убежищ, потому что лишается больших сумм из-за российских специальных административных районов во Владивостоке и Калининграде. Об этом «ПолитРоссии» заявил эксперт в области налогообложения Николай Тютюрюков.
Евросоюз может включить Российскую Федерацию в так называемый серый список налоговых убежищ.
Как сообщает бельгийское издание EUObserver, соответствующий законопроект уже обсуждает руководством ЕС. Также в серый список могут попасть Израиль, Бермудские острова, Британские Виргинские острова и другие. Всего количество стран в этом списке должно расшириться с 15 до 25. Окончательное решение о расширении списка будет принято 24 февраля.
Как отмечается, в серый перечень обычно вносятся страны с «вредоносными» налоговыми режимами, которые не полностью соблюдают международные налоговые стандарты, но готовы к сотрудничеству и взяли на себя достаточные обязательства по дальнейшим реформам. В случае с Россией особые вопросы вызывает существование на территории нашей страны так называемых русских офшоров или специальных административных районов во Владивостоке и Калининграде. Их появление было реализовано в рамках федерального закона № 291-ФЗ от 2018 года.
Первоначально «русские офшоры» создавались для иностранных компаний с российскими корнями, эта мера была направлена на их возвращение в российскую юрисдикцию. Однако, как отметил в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» независимый налоговый эксперт, экономист Николай Тютюрюков, в Евросоюзе по каким-то причинам посчитали, что существование российских офшорных зон создает нечестную налоговую конкуренцию и может лишить европейский рынок больших объемов денежных средств.
«Если кто-то где-то предлагает пониженное налоговое бремя, то любой предприниматель пойдет именно туда, где меньше налоги. Поэтому не исключено, что часть налогов, которые постоянно оседали в Европе – а это очень серьезные спорный момент с Нидерландами и другими странами – плавно перетекут к территории, которая европейцам не подчиняется. И даже однодневная задержка платежей внутри этой территории поможет иметь оборотные деньги. то есть те же Нидерланды, а, следовательно, и Евросоюз, лишаются каких-то сумм. А как только эти суммы становятся существенными. Не зря мы такие же вопросы задавали в свое время по Голландии, по Швейцарии, по другим странам», – объясняет эксперт.

Справедливости ради стоит отметить, что Россия также настороженно и зачастую по делу относится к зарубежным офшорам. Так, буквально 1 января 2022 года было усилиями нашей страны было денонсировано налоговое соглашение с Нидерландами, которое позволяло выводить прибыль из РФ, уплачивая налог по эффективной ставке в 2-3 %. Ранее аналогичным образом были пересмотрены налоговые соглашения с Кипром, Люксембургом и Мальтой, в результате чего налог на вывод средств из этих для российских резидентов был увеличен до 15 %.
«Для России я считаю это удачным решением. Мы нашли тогда правильную нишу сточки зрения того, чтобы деньги продолжали увеличивать прибыль предпринимателей, но при этом не оставались в полной юрисдикции контроля налоговых органов. А в качестве хорошей альтернативы предложили им отечественные офшорные зоны. Но в ответ этими вещами очень сильно озаботился Евросоюз, что сейчас и вылилось в попадание России в этот серый список. Но периодически все страны такие списки составляют, руководствуясь своими какими-то внутренними критериями. Но в этом ничего такого страшного нет – это обычный вопрос и обычная практика, которая технически урегулируется», – рассказывает Николай Тютюрюков.

Как отмечается в материале EUObserver, Россия попадет в так называемую вторую группу списка «некооперативных стран» – Annex II. Существует и первая группа – Annex I – и она подразумевает включение в черный список. К резидентам из черного списка применяют более жесткий налоговый контроль. Что же касается Annex II, то, по словам Николая Тютюрюкова, присутствие той или иной страны в этом списке никак не отразится на ее экономическом состоянии. С неудобствами, разве что, могут столкнуться инвесторы, деятельность которых будет подвергаться чуть более пристальной налоговой проверке. При этом, подчеркивает экономист, важно понимать, что сам по себе наличие у России собственных офшорных зон означает лишь то, что наша страна является экономически привлекательной для серьезного бизнеса.
«Появление таких офшоров в России означает, что наша страна становится полноправным участником глобальных мирохозяйственных связей. Это распространенная практика. Вообще, офшорные зоны как таковые изначально вводились ООН для того, чтобы восстановить поврежденные территории после Второй мировой войны. И, как правило, это были маленькие острова вроде острова Мэн. И примерно пять-шесть лет назад было принято решение сокращать количество таких зон, потому что экономические условия на разных территориях примерно выровнялись. Однако специальные офшорные режимы продолжают сохраняться практически во всех странах: они есть в Австрии, в Германии, в США. То есть у себя они такие территории оставляют. Но к чужим относятся с подозрением», – резюмирует Николай Тютюрюков.
Автор: Константин Липавский
Свежие комментарии