На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Подробно о главном

10 247 подписчиков

Свежие комментарии

  • Okcана Мелешкина
    И с какой стороны у нее русская внешность?Расстрел Окуевой ...
  • Вячеслав Арефкин
    В итоге опять сделали работу плохо не до конца, нациков не вычесали и теперь КазаКстан делает нам пакости!!! Шпионы, ...С кем Россия воюе...
  • Ольга Езерская
    Ольга. Я пошел покимаритьТурция решила пор...

Блестящий советский детектив, сгубивший талантливого актёра

Самый известный советский разведчик — это, бесспорно, Штирлиц. Но за несколько лет до создания сериала «Семнадцать мгновений весны» зрители познакомились с другим героем-разведчиком, надолго ставшим кумиром. Это был майор «Вихрь», персонаж одноимённого фильма, вышедшего в 1967 году.

Кадр из фильма «Майор Вихрь»

В начале шестидесятых сняли гриф «секретно» с ряда военных документов.

Оказалось, что к освобождению польского Кракова была причастна группа разведчиков. Их историей заинтересовался писатель Юлиан Семёнов, мастер детективного жанра. Именно он придумал псевдоним «Вихрь» для главного героя, ворвавшегося в советское кино.

Считается, что образ майора Вихря — собирательный, и действительно, Юлиан Семёнов списывал разведчика с нескольких героев. Больше всего черт, включая внешность, персонажу подарил ральный командир шпионской группы, работавший в Кракове, Евгений Березняк. Березняк, к слову, не был кадровым военным, до войны он работал учителем в Днепропетровске, а когда город захватили немцы, остался в подполье. Когда Красная Армия освободила Украину, Березняка направили в разведшколу, и уже после забросили в Краков.

Ещё одним прототипом был Алексей Ботян, командир второй группы разведчиков. В отличие от Березняка Ботян был сотрудником госбезопасности и обладал нужными навыками на профессиональном уровне. Он также подарил майору Вихрю некоторые особенности. Третьим человеком, поучаствовашим в «рождении» киношного майора, стал Овидий Горчаков, давний приятель Юлиана Семёнова, возглавлявший ещё одну краковскую команду. У Горчакова Вихрь позаимствовал манеру общения и темперамент, поскольку сам Семёнов много общался с Горчаковым и воочию постоянно наблюдал, как тот себя ведёт.

Юлиан Семёнов принёс сценарий на киностудию «Мосфильм». В шестидесятых в СССР начало зарождаться новое телевизионное направление — многосерийное кино. В 1964 году «Мосфильм» выпустил первый такой фильм — военную драму из четырёх серий «Вызываем огонь на себя». Теперь эксперимент решили повторить. Взялся за съёмки Евгений Ташков, который прославился после доброй комедии «Приходите завтра...» (1963).

Ленту про разведчиков задумали трёхсерийной. Именно поэтому на главную роль требовался актёр, который смог бы сразу же приковать к себе внимание зрителей и удерживать его на протяжении трёх вечеров.

Неожиданно для всех Евгений Ташков пригласил театрального актёра, в кино снимавшегося мало и аудитории практически не известного, Вадима Бероева. Сам Вадим считал, что его призвание — театр и на киноэкран не рвался. Правда, в кино он до этого уже несколько раз появился, но в ролях скромных и не слишком заметных. Ташков же предложил ему роль мощную, яркую и объёмную. Удивительно, но утвердили Бероева очень быстро. И немалую роль в этом сыграла внешность артиста: Юлиан Семёнов отметил, что Вадим похож на Овидия Горчакова.

Главную женскую роль, радистки Ани, коллеги и возлюбленной Вихря, отдали начинающей Анастасии Вознесенской. Любопытно, что практически параллельно Анастасия снималась в роли возлюбленной другого разведчика, того самого будущего легендарного Штирлица.

Правда, это были ещё не «Семнадцать мгновений весны», а детектив «Пароль не нужен» (1967), который рассказывал ещё о Максиме Исаеве, лишь спустя годы ставшем Штирлицем. И, конечно, нельзя не отметить, что здесь в героине Вознесенской нет ни капли стервозности, вызывающей дерзости, спеси, которые актриса покажет в другой звёздной своей роли — блатной директорше рынка в комедии «Гараж» (1979).

А вот на роль польского подпольщика Евгений Ташков позвал Александра Ширвиндта, с которым познакомился на съёмках «Приходите завтра...». Но если в комедии Ширвиндт создал образ остряка и любителя розыгрышей, то теперь ему предстояла играть персонажа серьёзного, даже трагического. И это, кстати, одна из редчайших ролей, где Александр Ширвиндт играет без юмора, без ироничной искринки, без налёта комедийности.

В фильме Евгения Ташкова снялись и актёры, которые уже были популярны. Виктор Павлов, Евгений Тетерин, Вячеслав Стржельчик, Владимир Кенигсон, Юрий Волынцев — эти имена были на слуху. В одной из небольших ролей появился знаменитый Борис Бибиков, актёр и педагог, который играл у Ташкова профессора консерватории в «Приходите завтра...». А ещё обратите внимание на Людмилу Шляхтур (Давыдову), очень выразительную, характерную артистку, дар которой наш кинематограф, увы, проигнорировал. Людмиле давали роли большей частью второстепенные, но даже они западали зрителям в память, будь то хамоватая официантка из комедии «Берегись автомобиля» (1966) или измученная жизнью Верка-модистка из детектива «Место встречи изменить нельзя» (1979).

Когда на ТВ стартовала первая серия «Майора Вихря», зрители моментально припали к экранам.

Разведчики и шпионы всегда пользовались популярностью у любителей книг и кино, к тому же в картине речь шла о событиях не столь давних: после окончания войны прошло всего двадцать лет, и ещё очень много фронтовиков были живы.

Вадим Бероев в одночасье стал звездой первой величины, и миллионы телезрительниц рыдали, когда его майор Вихрь погибал.

Кстати, в реальности участники Краковской операции не погибли: и Березняк, и Ботян, и Горчаков даже посмотрели фильм.

«Майор Вихрь» — это редкий случай, когда киношники сгустили краски и отказались от счастливого финала.

Гораздо чаще бывает наоборот, и на экране мы видим хэппи-энд, хотя жизнь куда суровее обходится с прототипами.

К огромному сожалению, главному актёру ленты Вадиму Бероеву судьба приготовила финал трагический.

В 1968 году он снялся в драме «В огне брода нет», а в 1972 году ушёл из жизни всего в 35 лет. Не исключено, что подорвал здоровье артиста как раз «Майор Вихрь». Дело в том, что Вадим так старался вжиться в образ разведчика, так хотел выглядеть на экране правдиво и убедительно, что попросил коллег в сценах допросов быть по-настоящему.

В результате он получил такие побои, что даже пришлось приостанавливать съёмки. И в будущем такое желание не быть фальшивым и обошлось Вадиму слишком дорого.

Вадима Бероева можно без зазрения совести назвать актёром одной роли.

Но, пожалуй, это роль такова, что ей позавидуют исполнители и с обширной фильмографией, ведь «Майор Вихрь» и сегодня не просто не забыт, а входит в число любимейших советских фильмов.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх