Президент провел в Калининграде совещание по вопросам развития транспортной инфраструктуры на Северо-Западе России
В совещании, которое прошло в госрезиденции «Янтарь» в Пионерском, приняли участие руководители профильных министерств и ведомств, главы нескольких регионов СЗФО. В частности, на встрече присутствовал президент РЖД, авиакомпании «Россия», министр транспорта Максим Соколов, глава Минэкономразвития Максим Орешкин.
Начиная встречу, глава государства отметил, что подобные обсуждения уже прошли на Юге, а в сентябре пройдет совещание во Владивостоке. «Так последовательно и будем заниматься всеми вопросами, связанными с развитием инфраструктуры», – указал В. Путин. Он рассказал, что «проектов, связанных с развитием инфраструктуры, которые создадут прочную базу для дальнейшего роста экономики России, достаточно много», что «важно и для решения социальных задач, повышения качества жизни людей». Северо-Западный округ, по словам президента, – это один из ключевых логистических центров России.
Здесь сосредоточено более 40% портовых мощностей страны, действуют 10 опорных аэродромов. На федеральном и региональном уровне развернута масштабная работа по развитию транспортной составляющей Северо-Запада, запущены крупные проекты. Завершается строительство скоростной автодороги М-11 Москва – Санкт-Петербург и автотрассы «Сортавала», строится глубоководный комплекс «Бронка» и развивается морской порт Усть-Луга в Ленинградской области. Расширяются железнодорожные подходы к морским терминалам Балтийского и Арктического бассейнов. В рамках подготовки к чемпионату мира по футболу ведется реконструкция аэропортов Калининграда и Санкт-Петербурга.
«Необходимо и дальше наращивать логистический потенциал Северо-Запада России, повышать его конкурентоспособность, создавать современные сервисы для обслуживания пассажиров и обработки грузов, использовать выгодное географическое положение северо-западных регионов для укрепления внешнеторговых связей страны», – сказал В. Путин.
На совещании президент России сделал несколько важных заявлений и дал поручения. Так, он поставил вопрос о конкурентоспособности российских портов. «Это не какие-то политические решения, мы просто должны загружать свои собственные мощности, создавать здесь налоговую базу, рабочие места мы должны обеспечивать именно в России, а не где-то в другом месте», — обратил внимание глава государства. При этом В. Путин отметил, что условия здесь «должны быть не хуже, чем в сопредельных государствах». В частности, речь идет о тарифах, касающихся доставки грузов в порт. Например, при транспортировке по железной дороге они таковы, что владельцам грузов выгоднее пользоваться зарубежными портами. Президент обратил внимание на то, что об этом говорилось «уже много раз», но «далеко не все еще сделано в этом направлении».
В. Путин потребовал, чтобы российские порты перешли на рубли с 1 января 2018 г. при расчете тарифов для стивидорных компаний, которые занимаются разгрузкой и погрузкой. Это поручение стало реакцией президента на соответствующее обращение главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева. Российский лидер уточнил, что на этот режим оплаты порты должны перейти с «оговорками для конкретных ситуаций и конкретных проектов». Также глава государства поинтересовался у заместителя министра финансов России Андрея Иванова, почему до сих пор не произошел переход на расчет тарифов в рублях. Иванов ответил, что ведется работа по этому поручению, о ее итогах доложат позже.
Глава ФАС считает, что переход на российскую валюту потребует от иностранных компаний закупать рубли для расчетов. Он подчеркнул, что Центробанк тоже заинтересован в таком переходе, так как это позволит развивать финансовую инфраструктуру.
Президент России подчеркнул, что переход на рубли при расчете стивидоров стал бы «еще одним шагом» по укреплению национальной валюты, «может быть не глобальным, но все же заметным».
В. Путин поручил разобраться с автоматизированной системой формирования цен на авиабилеты. Этот вопрос бал также поднят И. Артемьевым. По его словам, российские авиакомпании импортировали из США и Европы специальные компьютерные системы динамического ценообразования, устанавливающие тарифы на авиабилеты в зависимости от спроса, в частности так работает система Amadeus. Глава ФАС считает, что алгоритм работы таких систем выглядит как результат сговора мировых авиаперевозчиков. «Можно было бы поручить Минэку, нам и Минтрансу эту систему разобрать и посмотреть, насколько она соответствует законодательству, лучшим практикам, которые есть», — сказал И. Артемьев, отметив, что цены не будут так быстро расти. «Они будут реально ниже. Я не могу сейчас оценить на сколько, но на десятки процентов точно», — заявил глава ФАС. В. Путин ответил: «Не хочется говорить, что чушь это все. И не могу сказать, что полностью с вами согласен по поводу сговора... Но разобраться с этим точно нужно».
Кроме того, президент поручил обнулить НДС на авиаперевозки в Калининградскую область. Поскольку это единственный эксклавный регион РФ, то, по словам главы государства, несмотря на позицию Минфина по необходимости сохранения целостности налоговой системы, для Калининграда можно сделать исключение. «По авиационным перевозкам для Калининграда – НДС убираем», – заключил он. В. Путин добавил, что такое решение «будет на пользу и инвесторам, потому что вырастет объем перевозок, и для граждан, и для силовых структур ситуация поменяется». При этом президент согласился, что решение этого вопроса должно быть комплексным.
Министр транспорта Максим Соколов сообщил, что, в частности, стоимость перевозки по «плоскому» тарифу «Аэрофлота» таким образом может сократиться на 10%.
В. Путин также потребовал срочно отремонтировать пограничные пункты пропуска, находящиеся на северо-западе страны. «Северо-западный регион России граничит с семью странами. Здесь находится пятая часть всех пунктов пропуска через госграницу. Большинство из них не реконструировались с 90-х годов прошлого века. А содержание и эксплуатация пунктов пропуска сегодня недофинансируется примерно на треть от потребностей», – указал президент. Он подчеркнул необходимость привести пункты пропуска в нормативное состояние. По его словам, это позволит создать элементарные удобства для сотрудников и проезжающих, а также обеспечить комфортное и быстрое пересечение границы. Глава государства отметил, что в ближайшее время нужно обсудить все вопросы финансирования этих проектов.
Потребовал президент и завершить строительство терминала в Пионерском «в установленные сроки», то есть до 2018 г. «Строительство важного объекта, который сможет принимать круизные и пассажирские лайнеры, даст возможности для развития туристического кластера. Строительство терминала необходимо начать в этом году и завершить в установленные сроки. Это позволит развивать транспортную доступность Калининграда», — подчеркнул В. Путин. В бюджете РФ заложено 8 млрд рублей на строительство терминала, разработана проектная документация и получены все необходимые заключения госэкспертиз. Регион должен построить подъездную дорогу.
В. Путин призвал компании, которые занимаются перевалкой грузов в портах, максимально учитывать экологические требования, в том числе при транспортировке угля. Глава государства напомнил о ситуации в Мурманске и некоторых других морских портах. Там ведется перевалка угля открытым способом, что приводит к высокой концентрации угольной пыли в воздухе, местные жители жалуются. Президент считает, что необходимо использовать новые, передовые технологии перевалки грузов на основе самых строгих экологических норм и стандартов.
На угольную пыль В. Путину во время «прямой линии» пожаловался юный житель Находки. Вскоре жалобу начала проверять прокуратура. Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский распорядился установить датчик для мониторинга экологической обстановки.
По материалам сайта президента России, изданий «Мир24» и pravda.ru, «Комсомольской правды», РБК, ТАСС, «Известий».
Свежие комментарии